stroler: (Default)
stroler ([personal profile] stroler) wrote2008-07-22 10:59 am

"А у папы у его пайки цековские, а по праздникам кино с Целиковскою..."

Как стало известно, именно Людмила Васильевна Целиковская, тогда жена Ю.П.Любимова, уговорила В.С.Высоцкого изменить строчку в только что тогда сочинённой им песне.
У него было: "Я не люблю насилье и бессилье. И мне не жаль распятого Христа"...

[identity profile] asotnik.livejournal.com 2008-07-22 04:46 am (UTC)(link)
Значит, была умна. Кстати, с точки зрения поэзии, строчка "вот только жаль распятого Христа" - ничуть не лучше той, что была раньше. В смысле логики. Очень часто Семеныч промахивался, противореча собственным же декларациям. Но мы любим его не за это...

[identity profile] stroler.livejournal.com 2008-07-22 05:07 am (UTC)(link)
Согласен со всем сказанным.

[identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/ 2008-07-22 05:22 am (UTC)(link)
Странно. Как можно уговорить автора изменить смысл на противоположный? По-моему это все-равно, как если бы он изменил "я не люблю, когда мне лезут в душу" на "я так люблю, когда мне лезут в душу".

[identity profile] stroler.livejournal.com 2008-07-22 05:29 am (UTC)(link)
И тем не менее. Насколько я понимаю, ему претило "бессилье", невозможность ответить обидчикам, "подставить правую щеку" после удара по левой - не его лозунг. Но к доводам Л.В. о том, что "нехорошо, некрасиво, христиан это оскорбит" , он всё же прислушался.

[identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/ 2008-07-22 05:41 am (UTC)(link)
Почему бы тогда вообще не выкинуть эту строчку, раз не удалось осуществить первоначально задуманное? Впрочем, на эти вопросы уже не получишь ответа...

[identity profile] stroler.livejournal.com 2008-07-22 06:06 am (UTC)(link)
Да,не спросишь.К этой строфе-куплету

Когда я вижу сломанные крылья,
нет жалости во мне, и неспроста:
я не люблю насилья и бессилья,
вот только жаль распятого Христа.

не один вопрос можно задать. К примеру - почему не жаль сломанные крылья?
А вот про насилье и бессилье ему,видимо, было дорого, оттого и не выкинул. Но вот что интересно: объясняя, что к сломанным крыльям у него нет жалости НЕСПРОСТА, логичнее, конечно, тогда и "И мне не жаль"...

[identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/ 2008-07-22 07:47 am (UTC)(link)
почему не жаль сломанные крылья?

Потому что сломанные крылья - у того, кто вознес себя так высоко, что упал и разбился. Кто поставил себя выше, чем он есть на самом деле, выше собственных возможностей из гордости или бахвальства. Отчетливая отсылка к Икару. Икар возомнил себя всемогущим и упал.

Я всегда так понимал.

[identity profile] stroler.livejournal.com 2008-07-22 08:19 am (UTC)(link)
Возможно. Но речь не о нелюбви к гордости и бахвальству, после двоеточия идут насилье и бессилье.
Впрочем, анализ грешит тем же субъективизмом, что и текст.

[identity profile] stroler.livejournal.com 2008-07-22 11:43 am (UTC)(link)
Кстати, в первом варианте ещё одна строка была "с точностью до наоборот" :
"Но если надо — выстрелю в упор. "
Тёмная вещь - творческие архивы...

[identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/ 2008-07-22 12:46 pm (UTC)(link)
Да... Но я полагаю, что основным поводом к изменению изначальных строк было не стремление к политкорректности. Не по-высоцки это как-то было бы. Думаю, что причина другая.

[identity profile] stroler.livejournal.com 2008-07-22 01:13 pm (UTC)(link)
Тут ниже в комментах пишут, что он однажды спел песню на концерте в первоначальном варианте в... 1979 году, т.е.за год до смерти.Не смирился окончательно, выходит.

[identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/ 2008-07-22 01:18 pm (UTC)(link)
Кто знает причины...

[identity profile] kinanet.livejournal.com 2008-07-22 05:23 am (UTC)(link)
Мне кажется, было лучше.

[identity profile] stroler.livejournal.com 2008-07-22 05:35 am (UTC)(link)
Да, строчка "вот только жаль распятого Христа" вызывала и вызывает "спотыкание", она логически неоправданна, о чём верно писали выше.

[identity profile] stroler.livejournal.com 2008-07-22 05:51 am (UTC)(link)
Она.имхо, выбивается из всего ряда перечислительно-безоговорочного "не люблю", "ненавижу", вызывая некоторый уход в сторону от темы. При этом любовь/нелюбовь и жалость - совершенно разные вещи, жалость не синоним любви.

[identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/ 2008-07-22 07:49 am (UTC)(link)
В таком случае вариант "не жаль" выбивается точно так же.

[identity profile] hippy55.livejournal.com 2008-07-22 06:34 am (UTC)(link)
Интересно, на баббинах осталось у кого первая версия? Я никогда не слышал, только последний вариант.
Возможно Высоцкий тоже бравировал своей непреклонностью и несмирением, поэтому и о Христе отозвался неуважительно. Наподобии Леннона.

[identity profile] stroler.livejournal.com 2008-07-22 07:27 am (UTC)(link)
Песню он написал в начале 1969 года, когда писал цикл песен для фильма "Опасные гастроли", куда вошли только 3 из пяти написанных. Но на студии (Одесской) записал тогда все 5. В каком варианте тогда была записана "Я не люблю" - неизвестно, потому, что Ю.П.Любимова он посещал тогда часто, в частности был у него в феврале.

[identity profile] trub.livejournal.com 2008-07-22 09:52 am (UTC)(link)
По данным Андрея Иванова из 239 исполнений этой песни (которые существуют в записях) Высоцкий спел первый вариант 8 раз, все исполнения 1969-1970 и только одно 1979

[identity profile] stroler.livejournal.com 2008-07-22 10:04 am (UTC)(link)
Спасибо! А это где-нибудь зафиксировано - на бумаге, в Сети?И есть ли запись хотя бы одного из восьми этих исполнений?

[identity profile] trub.livejournal.com 2008-07-22 10:28 am (UTC)(link)
в "сети" высоцковедов это зафиксировано и записи все есть.

[identity profile] vovapub.livejournal.com 2008-07-22 06:46 am (UTC)(link)
интересно
спасибо
то есть в оригинале - не жаль?

[identity profile] stroler.livejournal.com 2008-07-22 07:28 am (UTC)(link)
В первоначальном варианте, да.

Нагло врываясь в поэтическую гостиную...

[identity profile] nifty-bis.livejournal.com 2008-07-22 01:20 pm (UTC)(link)
Надеюсь, ценители и профессионалы уже ушли из комментов (боюсь, что меня побьют камнями).
Повод Вашему странному френду частично ответить на вопрос «А что Вам нравится в поэзии?», а также слегка – на тему моих переоценок с возрастом.

Вот яркий пример, иллюстрация одного из нескольких явлений в гуманитарных отраслях, конкретнее – в искусстве, поэзии, которые мешали мне стать безоглядным поклонником, наслаждаться в полной мере «музыкой слова» и талантом творца.
В данном случае – что-то наподобие «ради красного словца не пожалеет…». За многозначительностью, магией слова зачастую нет мудрости, «истинности», «чести» творящего искусство… «Лозунг момента». Обманчивый макияж…
И этот случай напоминает «В белом венчике из роз впереди Иисус Христос…», - вставленная для красот безответственная фраза путаника, мнящего себя пророком (моё убеждение).
Но если ты сознаёшь свою миссию («Поэт в России – больше чем поэт»), что же ты лепишь на обожающую публику всякую хрень? Сколько молодёжи в своё время свихнуло мозги, принимая за откровения капризные выверты поэтов, даже эпидемии суицидов известны в истории…

И если поэту позволена «свобода» в своих квазимудростях, то и я имею право разобраться, а что у него за душой, что им движет, какова цена воздействия на читателя…
И вспомнить, что тот же А. Блок – не образец интеллекта, мудрости и большой души. За «классиком» - испорченная жизнь Любочки Менделеевой, «опыт» перевоспитания проституток…
Да, Высоцкий звучал из всех открытых окон, и в моей компании на отдыхе в путешествии крутились его плёнки. Целая эпоха. Вот только мне, старому, не раз приходили мысли после знакомства с психологией, кодированием сознания и прочими тонкими материями… Задумывался ли кто-нибудь, сколько лишних цистерн, железнодорожных составов бухла было выпито под хриплые песни кумира? Кто-нибудь исследовал «перенос» мироощущения алкоголика и наркомана на миллионы слушателей? (Говорю это не без оснований, только не собираюсь здесь писать реферат… Дело не только в моём личном отвращении к пьяным).
Я не могу отделять талант в словотворчестве от содержания. Для меня фальшь, лицемерие (или самонадеянная ограниченность) портит всю песню.

Нагло врываясь в поэтическую гостиную... - 2

[identity profile] nifty-bis.livejournal.com 2008-07-22 01:26 pm (UTC)(link)
Ну, представьте ситуацию. Коллега, разбираясь в результатах эксперимента, предлагает: «А давай, напишем, что электрон и позитрон поменялись знаком заряда!». - «???» - «Ну, статью пора же публиковать, отчитаться, да и кушать хочется!». – «!!!!» - «Да хрен с ним, с читателем, авось, за гениев примет. А с порядочностью так и проживёшь лохом!».
В науке известны случаи, когда учёные после обнаружения ошибки в публикациях кончали самоубийством.

Меня мало трогает, что литератор прекрасно владеет языком, даже в предложении не пишет слов, начинающихся с одинаковой буквы. Если он оставляет меня эмоционально холодным, а мысли его – банальны. Много пожившему, мне уже не так интересен внутренний мир писателя, поэта и его «проецирование себя на вселенную». Бесконечная игра «в бисер» не привлекает. А «воспитательное», «пророческое» и, вообще, положительное влияние гуманитарных творцов на общество часто сомнительно. Подростковые, юношеские восхищения – в прошлом, сейчас наступило время жёстких оценок.

Простите, даже Л. Толстого, остающегося для меня, воспитанного рядом с заслуженным учителем по русскому и литературе, «Эверестом», сейчас я оцениваю «многопланово». Например, кода-то натолкнувшись на высказывание, что Л.Н. был полностью равнодушен к технике, абсолютно не видел ни рабочих, ни индустриализации (что-то в этом роде), я совершенно новым взглядом стал читать его и о нём. И, действительно! Старик, бродящий по Москве, ищущий, как бы помочь мещанам, - поленницу, там, сложить, колесо на телегу насадить (Гиляровский), – очень типично. И при этом – полная слепота к беспримерной работе страны по строительству железных дорог, к успехам российских инженеров, к нарождающемуся пласту рабочих, мастеровых…
Интеллигентские многомудрые посиделки графа с видными людьми в Ясной Поляне… При этом – на конюшне родной сын, рождённый не от С.А.
А в это время один из моих дедов, из крестьян, подряжался строить мельницы, лесопильные заводы, дойдя до Хабаровска (28 объектов!). Думаю, мой Семен Васильевич, влюблённый в паровые машины и электричество, много мог бы рассказать о новых людях и новой России графу Л.Н., кумиру читающих и стремящихся разобраться в жизни…

Но, по крайней мере, Толстой не докатывался до такого б..ва, играя с высказываниями насчёт распятого Христа. (Я ни в коей мере не чувствую себя оскорблённым упомянутым всуе именем. Полное право В.С. говорить, что хочет. Вопрос в том, что абсолютная «поэтическая» беспринципность в знаковом высказывании поэта перечёркивает всю многозначительность его откровений). «Однажды солгавши…»

Этот спонтанный, сумбурный текст – малая толика из накопившегося и взорвавшегося, вызванного крохотной подробностью о Целиковской и Высоцком…

Re: Нагло врываясь в учёное сообщество,

[identity profile] stroler.livejournal.com 2008-07-22 03:26 pm (UTC)(link)
где подобно канувшему в безвестность Игорю Полетаеву, кто-то утверждает^
>А «воспитательное», «пророческое» и, вообще, положительное влияние гуманитарных творцов на общество часто сомнительно.<
я бы мог всё это просто, пожав плечами, проигнорировать. Но.
Дело в том (кажется, я Вам об этом уже писал), что я превыше всего ценю в людях увлечённость делом. Вы ,несомненно увлечённый человек. Наукой, техникой. И это, дорогой Г.Г. Вас отчасти реабилитирует. Но - лишь отчасти. Так как сами Вы в людях гуманитарных, людях искусства увлечённости не предполагаете)Между тем, тот же Высоцкий писал свои песни по ночам не потому, что ему хотелось заработать побольше, а потому, что Поэзия увлекала его, преследовала повсюду,не давала заснуть - даже после изматывающего дня репетиций, съёмок, спектаклей, концертов. При этом он не опровергал научных теорий и не хулил их творцов. А Галилея даже сыграл. Он может Вам нравиться или не нравиться - как написал тут автор первого коммента, мы-то его любим не за это.
Ну а пока Вы добрались только до Блока и Толстого (а не замахнуться ли Вам на ВильЯма нашего Шекспира?), я предлагаю Вам старый шуточный стишок бывшего новосибирца, а ныне вновь петербуржца Ильи Фонякова.
ТОВАРИЩКМ ГУМАНИТАРИЯМ
Привычно заглядывая вперёд,
Сквозь годы, искания и метания,
Предсказываю: и наше придёт
Время, товарищи гуманитарии!
Как бы себе самому назло,
В точности формул на срок изверясь,
Мир, молящийся на Число,
Ударится в гуманитарную ересь.
Многими знаньями умудрён,
Захочет на новом этапе где-то
Глубже в себе разобраться он,
Как человеку свойственно это.
Историю, щурясь, будет листать
Спрос на философов увеличит,
Искусством забредит – аж тем под стать,
Кого чудаками сегодня кличет..
Трудом таланты учетверяя,
Лучшие, ищущие натуры
Валом повалят в учителя
Языка и литературы.
И даже такой вероятен факт,.
Что в вузах, благодаря отбору,
Будут иметь истфак и филфак
Лучшие сборные по футболу.
Придёт народ боевой, лихой
В тот круг на правах молодых хозяев.
И, может быть, отыщется свой
Игорь Андреевич Полетаев,
Который заявит, что ни к чему
Ньютон в эпоху стихов и музык…
И кто-то резонно в ответ ему
Скажет, что взгляд его слишком узок.

Улыбнуло...

[identity profile] nifty-bis.livejournal.com 2008-07-22 06:25 pm (UTC)(link)
Дорогой Ал.Гр.!
Да Вы излишне всерьёз восприняли мои провоцирующие эскапады!

1. Я мог бы, разумеется, поаккуратнее высказать своё раздражение этим фактиком (неоднократную смену знаков, в зависимости от аудитории и конъюктуры в частном произведении, исполнении Высоцкого), зная Ваше трепетное, бережное отношение к поэтическому наследству и фигурам его ранга. Это можно воспринять как мелкий повод высказать своё пренебрежительное отношение, обобщить на деятельность многих «тружеников пера». Но, поверьте, у меня действительно много накопилось…
2. Я думаю, что и Вы в длительных, «кухонных» дискуссиях кое с чем бы согласились, начни мы обсуждать «пророчества» и блага, посеянные литераторами на ниве доброго и вечного. Тема, тесно переплетающаяся с историей, а начала – примерно со времён Герцена…
3. «Не предполагаю увлечённости в людях искусства?» - полный абсурд. Без увлечённости я их и не представляю. Как минимум, – «одна, но пламенная страсть»!
4. Правда в том, что и Блок для меня – одна из вершин русской поэзии, и, тем более, Л. Толстой – для меня святое. (Если Вы раскассировали меня в ячейку с инвалидами по отсутствию правого полушария – существенно ошибаетесь ;-))
Просто не считаю необходимым в моём возрасте сохранять детский трепет перед иконами. Читал, например, когда-то воспоминания Татьяны Л. Толстой не из желания насладиться ей талантом, а пытаясь ещё как-то «приблизиться» к Л.Н., понять его, атмосферу, которая окружала, нюансы, которые кроются в его творчестве.
5. На ВильЯма нашего Шекспира я, действительно, не замахнулся. Промашка вышла!

Но чтобы быть честным, признаюсь, что порой замахиваюсь на Тору и прочую каноническую литературу. Шучу!
На самом деле, когда прибегают в качестве аргументов или сильнейшего довода к цитированию из Ветхого завета, Евангелий, я не воспринимаю это (как в подростковом возрасте) истинами в последней инстанции. Беру первоисточники (включая и тексты, привезённые со Святой земли) и разбираюсь.
Оказывается, в подавляющем числе случаев пользуются цитатами, вырванными из контекста, который иногда талдычет совсем об обратном!
Инерция мышления, стереотипы, штампы и зомбированность в головах!
И субъективизмом грешат даже мудрецы. Простите меня, но любитель опираться на Евангелия Л.Н.Т. тоже грешен. Сначала – личное убеждение, потом подбирается подходящая цитата.
6. Цитирование теологических текстов – аналогия и с литературным творчеством, в первую очередь, с поэзией. И там, и там можно найти высказывания с противоположным смыслом, а отточенная фраза рождает (внешне, эмоционально) гораздо больше «мысли», вариантов толкования и ассоциаций, чем позволяет найти логика, «препарирование».
«И мне не жаль… И только жаль… распятого Христа» - это как раз яркий пример многомерности нашего восприятия, попытки видеть глубокий смысл (поэзия! творец! разговор с небесами!) на пустом месте. И сами комментарии – как много поиска и мысли…
7. Фоняков прав в той части, что гуманитарные науки, литературное творчество, искусства – будут всегда. Даже если искусственно сокращать число приверженцев ;-)) И если какой-то идиот обоснует, что всё это можно похерить, популяция неизменно будет выдавать «на гора» всё новых и новых героев и мучеников. Биологические законы. Если ты изымаешь из группы подопытных животных, например, «разведчиков», «альтруистов» или злобных «асоциальных», из оставшихся образуются новые отряды, в том же соотношении ;-))
8. С «иконами» в научном сообществе у меня такие же дела. Нет ни культа Ландау, ни Сахарова, о которых я знаю несколько больше среднего жителя. Даже при нежнейшем отношении к памяти Тимофеева-Ресовского я с удовольствием отмечаю его человеческие стороны, слабости, заблуждения и его великолепные закидоны. И все эти люди для меня – вершины интеллекта и таланта.

Re: Ещё одна ересь

[identity profile] nifty-bis.livejournal.com 2008-07-22 07:47 pm (UTC)(link)
A propo...

По собственному "гамбургскому счёту" оцениваю Тимофеева-Ресовского на порядок выше блестящих Сахарова и Ландау. По вкладу в планетарные науки, по дару научного предвидения, по благородству с которыми он, "Зубр", наследник истории России, её чести, лучших учителей, прожил сложнейшую жизнь, не прогибаясь ни перед "Гитлером", ни перед "Сталиным". Со всей трагедией несправедливых обвинений, каторги, пеллагры (не голодовки, когда рядом жрали икру).
Кругозор его, общая образованность были несравнимо выше советских академиков, избалованных покровительством и особыми условиями. Отчасти наивных, отчасти конъюктурных.
Его знали и обожали самые великолепные умы планеты, гении искусства и коронованные особы. Он не протаскивал в Нобелевские лауреаты, он воспитывал их.
И ни слова в свою защиту, оправдываясь погибщим у нацистов старшим сыном, своими антифашистскими реальными действиями. Могучий человек, образец мужского поведения, реальная, не легендарная личность.
Многое в биографии других корифеев науки просто несовместимо с явлением "Тимофеев-Ресовский".
Ограничу сравнения...

Re: Ещё одна ересь

[identity profile] stroler.livejournal.com 2008-07-23 03:02 am (UTC)(link)
"Зубра" я тоже высоко ценю и уважаю
Высоцкого - тоже, несмотря на (Вы ведь у Тимофеева-Ресовского тоже отмечаете человеческие слабости, не так ли?).
Ещё более ценю и уважаю Александра Аркадьевича Галича (тоже зная и отмечая недостатки - а у кого их нет?). Есть такая казахская пословица: "Если ты ищешь друга без недостатков, то рискуешь остаться без друзей".
А что до ереси, то в следующий раз предупреждайте - "это мои провоцирующие эскапады" !
Был у меня приятель, который как-то зашёл ко мне, полистал альбом Гойи и сказал:
- Хочешь, я расскажу тебе, какии был Гойя? - и рассказал одним "кинопланом":
- 18 век, Испания. На площади жгут еретиков.Толпа заполнила площадь, стоят тесно, как в нынешнем переполненном трамвае. И в этой толпе стоит Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес Тянет шею, чтобы лучше видеть. И говорит три слова:
- Жутко! И - сла-а-адко...

Re: Ещё одна ересь

[identity profile] nifty-bis.livejournal.com 2008-07-23 03:51 am (UTC)(link)
;-))