stroler: (Default)
[personal profile] stroler
Академик Б.Раушенбах был абсолютно прав, утверждая , что находящиеся у людей под черепной коробкой полушария часто развиваются так, что одно из них может оказаться абсолютно безответственным за какую-либо сферу человеческих деяний.
Когда дело касается чего-нибудь кроме «придумать-сочинить-написать» меня часто отодвигают на второй план. Вот пришёл как-то Гена Ким ко мне в гости и я двинулся на кухню заваривать чай.
- Пусти-ка меня, ты не умеешь,- сказал Ким,- а я ведь чемпион мира по заварке чая.
- А я – чемпион мира и его окрестностей! – заявил я .
- Вот в окрестностях и заваривай, а тут я буду. – И Ким решительно отстранил меня от чайной церемонии.

Хозяйственными делами в нашем офисе и его окрестностях занимается мой зам. Собственно говоря, ему этого никто не поручал, сам взял на себя эти хлопотные обязанности и относится к этому ответственно и с душой. Зимой сгребает снег с крыши, весной лично, прикрепившись спасательным поясом, обивает сосульки с кровли, летом подстригает прилегающий к зданию офиса газон, для чего купил самолично газонокосилку. Я же ограничился только подписанием счёта на её приобретение и до сих пор не знаю - где находится та розетка, в которую газонокосилка включается на улице. Да, понимаю, что это не делает мне чести, но что поделаешь – у меня и кроме скашивания газонов дел – выше нашей крыши, а кому-то ведь нужно делать и эти дела!
Три дня назад, когда утром я пришёл на службу под проливным дождём, отряхивая зонтик, я обнаружил перед дверью своего кабинета трёх мужиков.
- Мы из Администрации Центрального района. Будем составлять протокол,- заявил один из них.
- Какой протокол? - удивился я, предчувствуя очередную административную канитель и с тоской поглядывая на закрытую дверь замовского кабинета – как назло, в этот день он изрядно задержался..
- У вас газон не скошен. Мы сфотографировали и сейчас составим протокол.
- Но мы недавно косили его и вообше косим регулярно!
- Надо чаще – дожди, трава быстро отрастает. Когда скосите?
- Ну, если сегодня подсохнет, то - сегодня же.
- Тем не менее, Вы нарушили. – И мужики уселись заполнять длинный протокол, в который почему-то надо было внести и мой домашний адрес, и домашний телефон и многие, никак не относящиеся к прилегающему к зданию офиса треклятому газону, мои персональные данные. На что я заметил, что они нарушают Закон «О персональных данных» и я вовсе не обязан сообщать их кому бы-то ни было. Мужики осердились и сообщили, что за такие слова милиция, кабы я сказал это ей, просто упрятала бы меня в «обезьянник».Я же сообщил, что Законы РФ распространяются и на милицию. Слово за слово, кончилось тем, что мужики сообщив мне, что «у них работа такая», вручили мне протокол, в котором под п.6 стояло: «Дело о совершённом Вами административном правонарушении будет рассматриваться в административной комиссии Центрального района г.Новосибирска 4 июля 2007 г. Вам необходимо прибыть в 14 часов по адресу… кабинет 37. При себе иметь документы, удостоверяющие личность…»
- А если не пойду? – этот вопрос я задал уже появившемуся много позднее заму.
- Штраф сдерут в любом случае, - ответил он, - но лучше сходить. Хоть будете иметь представление как это делается и кто там сидит. Это – песня!
На исполнение «песни» я пришёл с некоторым опозданием, но подобных мне «нарущителей» в приёмной к кабинету 37 оказалось немало и я, заняв живую очередь, уселся на стул, ожидая. Всё это живо напомнило мне мой прошлый приход в это здание. Та же приёмная/, тот же кабинет, на том же месте секретарша, правда, другая….На улице стояла жара, в приёмной было душно, воспоминания о прежнем моём тут пребывании наводили на параллельные мысли и мало-помалу в активном полушарии моего мозга что-то начало закипать. Очередь двигалась на удивление быстро и момент вскипания совпал с моим заходом в кабинет.
За длинным столом сидело человек 10, причём явно преобладали пожилые женщины и я мигом дал укорот бушующим чувствам и решил говорить предельно корректно и по возможности разумно. Во главе стола сидел пожилой мужчина с торчащими из лысины короткими седыми волосками. Мысленно я сразу окрестил его Вышинским.
Моих документов никто не спросил. Комиссия явно скучала и торопилась сорвать очередной штраф и пополнить им кассу администрации Центрального района. "Вышинский" помахал лежащей перед ним фотографией мокрого газона (мутно-цветной, отпечатанной на листе обычной бумаги, прицепленном к «Протоколу») и торжествующе заявил, что улики налицо и преступление должно быть наказано.Я со своей стороны заявил, что виновным себя не признаю – если бы не дожди, газон был бы во-время скошен, что в дальнейшем и было сделано.Кроме того, учитывая, что газон за неделю до этого косили, я попросил ознакомить меня с соответствующим Положением о газонвх: до какой длины травы можно не косить и при какой длине это делать обязательно.
- Это софизм! – завопил «Вышинский» - Вы же видите, что трава растёт быстрее, благодаря дождям, значит чаще надо и скашивать её! Предлагаю минимальное наказание. Кто за?
Старушки дружно вскинули ручки.
- Так. Единогласно. Подпишите протокол,,- и «Вышинский» подвинул ко мне бумагу с четырёхзначной цифрой штрафа.
- Я не буду ничего подписывать, пока мне не покажут соответствующее Положение и не объяснят – какой именно пункт мы нарушили, - заявил я.
- Софизм! – снова завопил «Вышинский».- Неужели Вы, взрослый человек, не понимаете очевидных вещей. Вот волосы – у кого-то растут медленно – у меня, например, , у кого-то быстро соответственно их надо стричь чаще. Так же – и трава.
- Пардон, - сказал я. – Доводилось ли Вам видеть людей с длинными волосами? И если – да, то почему Вами до сих пор не выпущено соответствующее Положение о допустимой длине волос? Как в армии? А красить траву Положение не обязывает? Очень хочется на него взглянуть!
- Зайдите в Юруправление, там Вам покажут, - вмешалась сидящая напротив меня старушка.- Трава должна быть ,по-моему, не более 15 сантиметров.
- А всё же, где Положение?
- Зайдите в Юруправление, там покажут.
- Но я уже пришёл к вам! А Вы, значит, руководствуясь знаниями в стиле «по-моему» собираетесь вынести мне наказание?! Я не стану подписывать протокол.
- Ну что ж, - сказал «Вышинский»,- запишите: отказался подписать протокол. Будем обращаться к Вашему начальству. До свидания!
Дорогое моё московское начальство! Когда Вы будете рассматривать цветной снимок политого дождём газона, не забудьте смерить на фото длину травинок!

Date: 2007-07-05 06:42 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/__honey___/
Это просто "Сказка о Тройке" какая-то....

Date: 2007-07-05 07:18 am (UTC)
From: [identity profile] stroler.livejournal.com
Именно!

Date: 2007-07-05 07:35 am (UTC)
From: [identity profile] perlovka-blog.livejournal.com
Строго как в Новосибирске с газонами. Ой как строго.....

Date: 2007-07-05 08:16 am (UTC)
From: [identity profile] stroler.livejournal.com
Хуже, чем в Лондоне!

Б.В. Раушенбах

Date: 2007-07-05 12:38 pm (UTC)
From: [identity profile] nifty-bis.livejournal.com
Дело о газоне – забавно. Сюжет Зощенко.

А вот имя акад. Бориса Викторовича Раушенбаха напомнило о фрагменте из его биографии, который можно назвать гораздо бОльшей «неудачей» (в терминологии Зощенко).
Вспомнил по ассоциации – лагеря - Вера Лотар-Шевченко – возвращение к жизни в Н.Тагиле.

Смолоду Б.В. Раушенбах (1915 г.р.) успел поработать в отделе С.П. Королёва, пока того не посадили в 1938. В мае 1941 БВ женился, осенью того же года с институтом был эвакуирован в Свердловск, а в марте 1942 оказался в Н.Тагиле среди немцев-крестьян и немцев-профессоров.
Называлось – трудармия, «стройотряд 18-74».
«…Фактически трудармия была хуже лагерей, нас кормили скудней, чем заключенных, а сидели мы в таких же зонах, за той же колючей проволокой, с тем же конвоем и всем прочим. В самом начале попавшие в отряд жили под навесом без стен, а морозы на северном Урале 30-40 градусов! В иной день умирало по 10 человек.
Трудились на кирпичном заводе. Мне повезло, что я не попал на лесоповал или на угольную шахту, но, тем не менее, половина наших на кирпичном заводе умерли от голода и непосильной работы. Я уцелел случайно, как случайно все на белом свете».
В пересыльном пункте на нарах, на обрывках бумаги, и в лагере Раушенбах продолжал расчеты. Решил задачу недели через две после прибытия в лагерь и послал на свою бывшую фирму: ведь коллеги ждут! …На его расчеты обратил внимание один технический генерал, Виктор Федорович Болховитинов, и договорился с НКВД об использовании заключенного в качестве некой расчетной силы. И НКВД «сдало» будущего академика в аренду.
Келдыш добился вызова БВ в столицу, и ссыльный делал доклад на Научно-техническом совете оборонного института. НКГБ выдал ему допуск к секретной документации, но милиция все равно считала его приезд побегом из-под стражи! Раушенбах вынужден был вернуться в Нижний Тагил. Официально он покинул места не столь отдаленные в сорок восьмом году и сразу попал под крылышко к Главному теоретику, как загадочно именовали тогда М.В.Келдыша. Жизнь стала обретать нормальные очертания.
Ну, а значительно позже от Келдыша БВ перешёл к С.П. Королёву. К тому времени СП прошёл Бутырки, Новочеркасскую пересылку, колымский прииск Мальдяк, «шарашку» Туполева, авиазаводы в Омске и Казани, полигон Капустин Яр и космодром Байконур, уже запустил три первых в истории искусственных спутника Земли.

С именем Раушенбаха связано создание систем управления ракетами и космическими кораблями.

Когда БВ попал в город моего детства, в эту аномальную зону – Н.Тагил, знаменитый не только как источник индустриальной мощи России и СССР, но и Тагиллагом, он ещё не знал, что в Тагиле будут заправлены топливом и ракета Гагарина, и многие другие. И «Буран» взлетит не без участия этого города.

Re: Б.В. Раушенбах

Date: 2007-07-05 02:14 pm (UTC)
From: [identity profile] stroler.livejournal.com
Спасибо! Мне довелось видеть и слышать Б.В. - его иногда привозили выступать на киношные семинары.И даже пообщатьчя ловелось - Борис Викторович был одним из трёх консультантов моего первого фильма о Ю.В.Кондратюке-А.И.Шаргее -"Хлеб и Луна" .
А в Нижнем Тагиле я один раз побывал, был, в частности, в музее на металлургическом комбинате, где мне показали документы о расстрелянном Шалико Окуджаве - отце Булата Шалвовича...

Б.В. Раушенбах

Date: 2007-07-05 03:25 pm (UTC)
From: [identity profile] nifty-bis.livejournal.com
Очень интересно!
Да, отец Булата Окуджавы причастен к эпохе советской индустриализации в Н.Тагиле. (Заметили, кстати, в одном из моих комментариев замечание Нинель Пляцковской, что Геля Гуськова училась вместе с Булатом?)

Если не удалось побывать в тагильском краеведческом музее – большое упущение. «Откуда есть пошла…».
Так же, как забывают, что эвакуирующуюся Москву защитили полегшие под ней сибирские полки, так и не осознают, что не европейские фасады Петербурга и не Москва Гиляровского делали Россию великой державой.
Стремительный подъём к началу двадцатого века, мощный флот, невероятные темпы строительства железных дорог (к которым так и не приблизилась советская власть со всеми БАМами и рабским трудом), экспорт сельхозпродукции, самый прочный золотой рубль, освоение огромных пространств к востоку от Урала, - всё это подготовлено трудом безвестных армий рабочих, ремесленников, инженеров, талантливых самородков. В музее Н.Тагила это понять проще, чем в любом другом месте страны.
Сейчас там есть завод-мемориал (?), бывший демидовский, бывший им. Куйбышева. Весь город мог быть памятником, Жаль, что историческое лицо города стирается. Даже ландшафт изменился.

Ю.В. Кондратюк – Б.В. Раушенбах. Гармоничная, естественная связка.
А в какие года Вы общались с Раушенбахом?
В 70-е года его интересы стали смещаться в гуманитарные области. Работы типа «Системы перспективы в изобразительном искусстве. Общая теория перспективы», «Геометрия картины и зрительное восприятие», должно быть нетривиальны. А вот изыскания в вопросах триединости, сведение свойств Троицы к вектору с тремя ортогональными составляющими – это как-то меня настораживает. Не готов пока тратить на это время.
Ньютон, например, ценил свои забытые теперь богословские изыскания выше фундаментальных открытий в естествознании.
Один из наших знаменитых конструкторов авиационных двигателей под старость проповедовал (я читал в ж. «Изобретатель и рационализатор») метод избавления от бляшек в сосудах за счёт гидравлического удара – надо прыгать и жестко ударяться пятками!
Раушенбах нам много подарил в космическом прорыве. Пусть теперь порадуются богословы и АКАДЕМИЯ ТРИНИТАРИЗМА.

Re: Б.В. Раушенбах

Date: 2007-07-05 06:07 pm (UTC)
From: [identity profile] stroler.livejournal.com
Да, связка естественная и гармоничная...
Когда общался? Фильм вышел в 1980-м (кстати, на вашей, Свердловской киностудии!) Значит, сценарий я писал годом раньше. Первый вариант консультировал новосибирский профессор и контр-адмирал Г.С.Мигиренко, а окончательный сценарий и фильм - Б.В.Раушенбах (он тогда был ещё член-корром) и академик В.П.Глушко, который и на экране появился в фильме, говоря о Кондратюке. Уже позднее помню приезды В.Б. в Болшево и его рассказы о мозговых полушариях (более творческом и более рациональном), о живописи, о восприятии фильма...
А Вы, Георгий, зря не решаетесь завести собственный блог! Я чувствую, да и вижу по Вашим многочисленным комментам к постам о Вере Августовне, что Вам есть много чего рассказать.
Это я совсем не к тому, что не рад читать и общаться с Вами на страницах своего блога. Напротив, чрезвычайно рад!

Пора по блогам

Date: 2007-07-05 11:04 pm (UTC)
From: [identity profile] nifty-bis.livejournal.com
Собственный блог? Ваша правда, Александр Григорьевич!
Хотя бы для того, чтобы не хулиганить, устраивая объёмистые импровизации на частных территориях, отведённых для комментариев.
Я и место зарезервировал, побаловался. Руки пока не доходят.
Мотивация слабовата.
Для молодёжи формы Интернет-общения оказались так же естественны, как дыхание. Для них блоги – и тусовка, и дневник, и карнавал с масками, и зеркало (в примерочной), и способ «отрефлексировать», спустить пар. (Через Интернет у младшей дочери завелась приятельница, - два-три года назад обменялись визитами Бостон – Екатеринбург).
Для Вас, профессионала, с деятельностью, направленной на зрителя-слушателя-читателя, форма общения в ЖЖ органична, необходима и полезна.
Мне, как минимум, необходимо стащить в кучку небольшие доступные материалы, связанные с Верой Лотар-Шевченко. Других, «общественно-значимых» сентенций и мемуаров не предвидится. Разве что приватные воспоминания, некий личный дневник, доступный только для близких. Графоманство, надеюсь, не одолеет.
Поживём – увидим.

А за Вашу деятельность в «кондратюковедении», и за всё, что Вы сделали для увековечивания памяти, я просто обязан сказать слова благодарности. Можно позавидовать: – и тема хороша, и с замечательными людьми общались, и первое инженерное образование - к месту!

Re: Пора по блогам

Date: 2007-07-06 02:36 am (UTC)
From: [identity profile] stroler.livejournal.com
Спасибо - добрые слова и кошке приятны.:-)
Да, я уже более 10 лет в Интернете и не мыслю жизни без оного. А теперь и без ЖЖ, хотя сам в нём далеко не всем и даже не многим интересен, зато многие интересны мне. Ну, а раз я невольно стал тем, кто Вас подвигнул сюда заглядывать, то резонно и мне Вас зафрендить и тогда уж я не пропущу начало Вашего блогописания. Что и сделаю сейчас.
Где-то, помнится, в Ваших комментах есть Ваше "мыло". Черкну как-нибудь, чтобы и у Вас было моё.И если мой московский друг выполнит своё обещание и пришлёт заявку на фильм о В.А.Лотар-Шевченко, написанную некой немкой, г=жой Woss, - пришлю для ознакомления.
Давайте и дружить, а не просто френдить! Хоп?

Пора по блогам

Date: 2007-07-06 02:49 pm (UTC)
From: [identity profile] nifty-bis.livejournal.com
Благодарю. Согласен.

Есть и личная побудительная причина заняться ЖЖ (частью, относящейся к приватной, семейной хронике).
Не так давно ушли из жизни тётушка (на 96-м году жизни) и отец (на 93-м). Очень жалею, что не заставил их раньше написать воспоминания.
Тётя, заслуженный учитель (русский и литература), под сильным давлением оставила несколько рукописных страничек, отец даже увлёкся одно время, кое-что написал о предках и детстве. Но его воспоминания обрываются на уровне 30-х годов.
Две долгие жизни (весь советский период), четыре (на двоих) трудовых стажа, всё отдано труду – и крохи текстов о времени и о себе.
Урок для меня. Не стОит тянуть до старческой немощи и деменции!

Date: 2007-09-14 05:40 pm (UTC)
From: [identity profile] surfer-chinn.livejournal.com
Как-то грустно все это. Проецируется как тотальный откат в то самое время "Вышинских".
From: [identity profile] sauza-i-kastrol.livejournal.com
Простите, если вопрос несколько не в тему...
А в фильме "Хлеб и луна" Юрий Гагарин присутствует?
From: [identity profile] stroler.livejournal.com
Да, в самом конце фильма показан старт "Востока" и общеизвестные теперь кадры Ю.А.Гагарина с С.П.Королёвым.