ОТ ОТЦА - С ФРОНТА:
Перед войной отец заведовал отделом культуры в "Алтайской правде".Оставив дома мать с двумя маленькими детьми, он, больной язвой желудка, добровольцем ушёл на фронт. "От Москвы и до Берлина мой отец прошёл когда-то - незабвенным, трудным, длинным, огневым путём солдата" - писал потом мой старший брат Женя.
А вот выдержки из писем отца с фронта:
«9 августа 1943. Родные мои! Писать некогда и особенно не о чем. Газеты вы и сами читаете, и что мы делаем – знаете. Бьём фрицев крепко. Рассказывать об этих незабываемых днях будет что, если будет кому. Надеюсь, что вы услышите этот рассказ. Чувствую себя хорошо – сами понимаете, что болеть сейчас нельзя, а язва у меня «умная» и знает, когда можно болеть, а когда нельзя…»
«9 сентября 1943 г. Не писал подробно потому, что некогда было (в противоположность тебе, у меня бумаги более, чем хватает). Месяц наступательных боёв – таково объяснение моим открыткам. Свободного времени ни минуты, а когда она появляется – сплю беспробудным сном. Умею спать не только лёжа, но и сидя, и даже стоя. Фронт многому научил, что в гражданских условиях не представляется даже возможным. Иногда рассуждаем между собой: вот приедем домой и долго не сумеем привыкнуть к семейной обстановке, спать будем ложиться обязательно на жестоком (как говорил Женюрка) полу, подкладывать под голову вещевой мешок вместо подушки, перину, простыню и одеяло заменим своей единственной солдатской шинелью. Сядем за стол обедать и, покушав, вытрем бумажкой ложку, заложив её за голенище сапога… Вообще, долго не сумеем отвыкнуть от своих фронтовых привычек.
По тому, как наши войска неудержимо движутся на запад, ежедневно освобождая сотни населённых пунктов – можно рассчитывать на скорое окончание нашей разлуки. Сегодня ты, наверное, слышала приказ Сталина в связи с освобождением Донбасса. Все эти приказы и салюты Москвы окрыляют фронтовиков. И как они разлагают паршивую фашистскую орду! Характерно: сколько десятков пленных фрицев я ни видел за последний месяц – все они в голос повторяют:»Гитлеру – капут!» И каждый из нас без этих слов, может быть диктуемых обстановкой плена, видит, что наступает час расплаты, что война подкатывается к Германии, откуда она и началась. Там она и закончиться должна.
Ну ладно, хватит об этом – начал вроде письмо, а получается целая передовая статья. Сказывается, как видищь, профессия журналиста…»
no subject
...Очень важный архив... Передайте потомкам, обязательно.
Не многие сейчас чувствуют и понимают всю глубину. А жаль!
no subject
Потом чуть не умер в 1947 -м - было прободение язвы. Работал в ТАСС, на радио, писал книжки литературоведческие... Умер в Новосибирске в 1966-м.
no subject
no subject
no subject
у меня тоже есть в архиве несколько писем отца с фронта.
ближе к празднику обязательно что-то вывешу.
спасибо.
no subject
вы навели меня на мысль
нельзя ворошить память павших
всуе
Re: вы навели меня на мысль
no subject
no subject
В "Советской Сибири" до войны печатались его интервью с Чкаловым,Байдуковым и Беляковым (он взял интервью прямо в воздухе, в их самолёте, пробравшись туда при их посадке на новосибирском аэродроме, как "брат" Байдукова с документами этого брата, живущего в Новосибирске!), с челюскинцами...
no subject
Кстати, ваш отец какого был года рождения?
no subject
no subject
no subject
Есои только в моё парадное
Ходят два пожилых инвалида,
Значит - сколько же было ранено!
А убито!!!
9-го день памяти ВСЕХ,кто дал нам мир.Тяжёлейшей ценой.
"А война была - 4 года,
Долгая была война" - вот что плохо укладывается сегодня в голове - 4 года непрерывных боёв, смертей, ранений, недосыпа,снов в одежде и под щинелью...
И - пешего ходу от Москвы до Берлина, тяжёлой солдатской работы...
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
Мой дедушка тоже редко рассказывал что-то о войне. Но иногда, когда был немного выпивши, что-то вспоминал и рассказывал, нам, внукам, но мне было тогда лет 5, я была самая младшая и ничего не помню, к сожалению. Старшие запомнили, наверное, больше. Знаю только, что дедушка как-раз служил в пехоте. Был ранен. И награды у него были какие-то. Но вот награды он никогда не показывал - не любил хвастать вообще. А вот работать очень любил - вставал в 5 утра и весь день чем-то полезным занимался. Никогда не видела его без дела! А если отдыхал - то брал гармошку, играл и пел песни :)
Я к чему это? Просто, мне кажется, люди военной закалки - какие-то особенные, не такие, как остальные... Они знали что-то бОльшее о ценностях жизни и о смерти...
no subject
no subject
no subject
no subject
Девятого помянем ВСЕХ, кто воевал и кого уже нет - и во здравие живых ветеранов.