август 1968

(фото взято с поста
![[livejournal.com profile]](https://www.dreamwidth.org/img/external/lj-userinfo.gif)
Ровно 40 лет назад 21 августа советские танки вторглись на территорию Чехословакии. Началась операция "принуждения к социализму без человеческого лица", к несвободе..
Пытаясь сейчас открыть и вспомнить многие памятные сайты о той поре, наткнулся на объявление::
"К сожалению, страница с таким адресом недоступна". "Кровавая гебня" оказалась ни при чём - просто , как выяснилось ""Костяк" команды портала "Права человека в России" (HRO.org) ушёл в отпуск. " До сентября.
Ну что ж, "у нас с собой было", хоть и старое.
Среди многочисленных выступлений против вторжения советских войск в Чехословакию самым известным была демонстрация на Красной площади в Москве .25 августа 1968 года Лариса Богораз, Павел Литвинов, Константин Бабицкий, Наталья Горбаневская, Виктор Файнберг, Вадим Делоне и Владимир Дремлюга вышли на площадь с лозунгами, осуждавшими оккупацию Чехословакии, Вадим Делоне и Павел Литвинов держали в руках лозунг, ставший знаменитым : "За вашу и нашу свободу!" * (Да-да, и за вашу тоже, господа, употребляющие ныне термины "дерьмократы" и "лейберасты"!) Все семеро были арестованы на месте и избиты.
Впоследствии двое их них были отправлены в лагеря, трое - в ссылку, один - в психиатрическую больницу.
Отпустили только Горбаневскую, у которой был грудной ребенок.
Нет, эти семеро не были единственными в тогдашнем СССР,, осудившими оккупацию Чехословакии. "Хроника текущих событий" сохранила множество славных имён.
Но эти семеро стали первыми, показавшими всему миру, что не весь народ нашей страны поддерживает Кремль в его агрессиях.
О Вадиме Делоне я позднее узнал некоторые подробности, о которых написал в частности здесь. Много лет спустя я побывал на его могиле под Парижем. Слева его вдова Ирина Делоне,справа Светлана Воропаева.
no subject
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
no subject
(no subject)
no subject
В 70-х я там учился. По понятным причинам никто не откровенничал, но и обрывочных сведений достаточно для понимания, что они были.
На обращённом к университету торце третьего (ближайшего к нему) общежития до сих пор виден закрашенный лозунг, про одного из преподавателей определённо говорили, что в 68 он участвовал в акции протеста и т.п. Кроме этого лет 8 назад от случайного знакомого я узнал, что он, будучи студентом НГУ, был по этому поводу исключён и сослан в Сусуман, где прожил 1,5 или 2 года.
(no subject)
(no subject)